13 февраля в PSN и Steam вышла долгожданная пиксельная топ-даун адвенчура «Crossing Souls», сильно вдохновленная эпохой 80-х. Мы поиграли в проект от испанской инди-студии «Fourattic» и французского издателя «Devolver» и готовы поделиться, почему же «Crossing Souls» нельзя пропускать никому.
За последние годы в популярной культуре появилось множество произведений в яркой стилистике «ушедшей» эпохи 80-х.
Вспомнить только эпизод сериала «Чёрное Зеркало» «Сан Джуниперо», прошлогодний комикс «Четверо детей заходят в банк», исполнителей вроде Carpenter Brut и Perturbator – все эти произведения и коллективы ловят «вайб» 80-х. Эпохи ностальгии, которую, тем не менее, большинство потребителей этой культуры даже не застало, и которой, кажется, никогда не существовало. Все те романтизированные и плюшевые интерьеры, пышные причёски, джинсовки, кеды Converse, пастельный цветокор, всё в рамке из неона под синтетический ретровейв и кассетный батя-рок — плод воображения людей, ни одного мгновения не проживших в «той самой» эпохе. Так почему все эти «Очень Странные Дела» вместе с «Газетчицами» («Paper Girls», серия научно-мистических комиксов про девочек-подростков в Америке 80-х) так сильно цепляют нас лично, будя детский восторг и переживания? Создатель «Crossing Souls», Хуан Диего Васкес, говорит, что испытывает ностальгию не по определённой эпохе, а по упущенному детству. По тому детству из американских приключенческих фильмов, где каждый ребёнок мог стать героем и спасти весь мир, не покидая пределов своего маленького города. Что это за проект?В целом «Crossing Souls» стилистически очень похожа на «Sword & Sworcery», «Hyper Light Drifter» и все топ-даун Зельда-образные игры, которые можно ещё долго перечислять. Но у «Заблудших Душ» есть очень яркая отличительная особенность — находясь в контексте всех ретро-игр, которые, как известно, не скупятся на хардкорность, она имеет очень низкий порог вхождения. То есть, можно вообще ни в одну из упомянутых игр не играть, и вам будет достаточно просто в ней разобраться и пройти от начала до конца. Хуан сделал это намеренно, даже упомянул в одном интервью, что вам вообще не обязательно играть в игры «того времени», чтобы понять и прочувствовать «Crossing Souls». На мой взгляд, это признак действительно хорошей игры (хотя многие 30-ти летние фанаты Зельды могут со мной не согласиться). И прежде чем спорить, вспомните, что те же «Странные Дела», например, можно смотреть, совершенно выпадая из контекста ностальгии – “кайфовать” не меньше тех, чье детство пришлось на период аркадных автоматов. Сюжет
В «Crossing Souls» вы просыпаетесь в спальне подростка Криса, который должен встретиться со своими друзьями в домике на дереве (который, кстати говоря, просто потрясающий, настоящая мечта детства), чтобы обсудить незаурядный удар молнии, который случился в их провинциальном Калифорнийском городе как раз накануне. Разумеется, после этой встречи подростки отправятся навстречу приключениям, найдут древний артефакт и, сами того не ведая, подвергнут жизнь города и всех его обитателей опасности. Геймплей
Всего в игре пять главных героев. Упомянутый синеволосый лидер банды Крис, гик-изобретатель Мэт, добродушный толстяк Большой Джо, задиристая рыжеволосая девочка Чарли и вечно попадающий в неприятности, милый младший брат Криса, Кевин. Все пятеро представляют собой очень клишированный образ спилберговской компании подростков, из-за чего я с небольшой долей скепсиса поглядывала на проект и ошибочно полагала, что «Crossing Souls» — чистый фансервис для “гиков”. Слишком сильно в глаза бросаются клише и заезженные сценарные приемы и образы. Но проведя в игре час, вы заметите, что CS обретает совершенно отличительный тон — она не подмигивает вам, а прямо в лоб говорит, что перед вами серьёзное и жизненное произведение. Хуан осмелился убить ребёнка. Ни у Спилберга, ни у братьев Дафферов (авторы сериала «Очень Странные Дела») на это смелости не хватило. Сколько бы несчастный Уилл из «Странных Дел» ни падал и бился головой об пол, мы прекрасно знаем, что Дафферы не подвергнут его жизнь настоящей опасности. Тем не менее, «Crossing Souls» сразу говорит зрителю, что шутки с вами никто шутить не собирается (не поймите не правильно, юмора в игре предостаточно). Что это лишь на вид она такая розово-неоновая, а на самом деле вы в настоящей опасности, и нужно держаться друг друга, помогать и оберегать. Хуан вообще лейтмотив дружбы и взаимопомощи проводит красной нитью через всю игру, и даже основная геймплейная механика опирается именно на него. Каждый из пятерых персонажей играбелен, и у всех есть своя «способность». Кто-то летает на обуви с двигателем, кто-то тяжелые ящики передвигать может, а кто-то способен карабкаться по стенам. И проходить игру вы будьте, жонглируя персонажами, сражаясь со злом и решая головоломки. Зло, кстати, в «Crossing Souls» тоже интересное. Для создания своей «Изнанки» или вселенского зла Хуан обратился к мифологии Древнего Египта. Таким образом, главный антагонист игры, Сет — «бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти», а артефакт, из-за которого весь сыр-бор и начался, называется «Дуат», что в в древнеегипетской мифологии означает «загробный мир».
Обобщая, скажу, что сценарий у CS выдался замечательный, назвать его «клише» просто язык не поворачивается, пускай это и будет оммаж приключенческому ретро-жанру про подростков. Но сразу предупреждаю, что в русском переводе из диалогов испаряется весь шарм и очарование. Уж не знаю, кто занимался локализацией игры в России, но так играть нельзя, поверьте. Примечательно, что в CS нельзя настроить уровень сложности, и кому-то она может показаться «слишком казуальной». Тем не менее, я не считаю недостаточный уровень «хардкорности» недостатком, тем более, что в игре предостаточно моментов, способных заставить вас неровно дышать, а ладошки – потеть, особенно на битвах с боссами. Пожалуй, единственное решение разработчиков, которое порой может заставить вас злиться на игру — система сохранений. «Crossing Souls» не прощает ошибок. Вы можете пройти обширный кусок геймплея с боевкой или сложной механикой, и единственная ошибка отбросит вас в самое начало секции – иногда переигрывать минут так по 30. И это жестоко. Особенности
Открытого мира в игре тоже нет – он очень камерный, уютный и ювелирно проработанный. В калифорнийском городе N обитает множество персонажей, и советую перед основным квестом просто пообщаться со всеми и погулять по улицам, выполнить сайд-квесты, выловить максимальное количество отсылок, которыми игра полнится, потому что после того, как вы отправитесь на основной квест, на остальное у вас времени уже не будет. Отдельно можно выделить саундтрек игры, который, к слову, получился очень даже выдающимся. Разумеется, в нём хватает атмосферного синтвейва, но все основные темы написал немецкий композитор Крис Кёбке (Chris Köbke), представив нашему вниманию завораживающую инструментальную музыку, которая сильно отсылает к саундтрекам классических приключенческих фильмов. Вердикт Обобщая, можно сказать что «Crossing Souls» один из самых ярких проектов, с которых начался 2018 год. Да, проект получился не без проблем (например, немного смущает проявление расовых и культурных стереотипов, например, белобородый мудрец-китаец, владелец сувенирной лавки; пьянчуга-отец-реднек, поднимающий руку на ребёнка), но из-за очаровательной атмосферы, трогательной истории и увлекательного геймплея — на многое можно взглянуть сквозь пальцы. И финал вас тоже не разочарует. Не ждите сахарной концовки с выпускным, танцами и поцелуем, потому что взяв определенный тон однажды, игра его ни на секунду не отпускает. В этом и есть оригинальность «Crossing Souls» – в жарне, в котором, казалось бы, ничего оригинального придумать уже невозможно.